Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 26.07.2017, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный музей
Главная | Регистрация | Вход
музейные уроки


     

Музейный урок для учащихся 8 класса

Открытия русских землепроходцев и мореплавателей

 

… Коломбы русские,

Презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь

Отворят на восток…

М. В. Ломоносов.

 

Цель занятия:

Создать организационно-педагогические условия для:

 - расширения знаний учащихся об открытиях и изучении природы Земли русскими землепроходцами и мореплавателями; показать значимость этих исследований;

 - развития способности детей оценивать результаты путешествий и открытий; совершенствования навыков ориентирования в музейной пространственно-предметной среде, освоения информации, а также умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

 - воспитания чувство патриотизма на примерах путешествий отважных русских исследователей.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Форма проведения: урок-путешествие

 

Методы и приемы:

вопросно-ответный метод (проблемные и поисковые вопросы), игровая ситуация, рассказ учителя, практический метод (работа с картами, экспонатами)

 

Предметный ряд и оборудование:

макеты парусного судна, атомного ледокола «Арктика», АПЛ; бутылка с морской водой из Северного Ледовитого океана, секстан, портреты путешественников, фотографии современных исследований; физическая карта мира, России; атласы, контурные карты, тетради; экспозиция «Только смелым покоряются моря», книжная выставка, листки активности.

 

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент

2.Мотивация

Учитель.  Вводное слово. Стремление человека к познанию неизведанного, расширению своих территорий толкало его к далеким путешествиям, изучению разных стран. Совершаемые моряками и путешественниками открытия позволили науке накопить огромный материал о природе нашей планеты.

В настоящее время на карте мира практически  не осталось белых пятен, а географические открытия совершаются другими путями. И все это – результат огромных усилий большого множества удивительных и самоотверженных людей, которых называют мореплавателями и путешественниками.

Огромный вклад в изучение Земли внесли мореплаватели и путешественники России.

2. Изучение нового материала

( рассказ учителя с элементами беседы).

 (Сообщение темы и цели урока. Инструктаж по выполнению конспекта на контурной карте).

Учитель.  Еще до открытия Америки Х. Колумбом, на Руси поморы строили удивительные, не известные другим морским державам корабли-кочи, которые можно назвать полярные каравеллы. На них совершались далекие плавания по Студеному морю. На них впервые русские мореходы вышли на океанские просторы, совершили великие географические открытия.

     Как сегодня называется это море? Нанесите его на карту. (Баренцево)

(работа учащихся с контурной картой)

Учитель. Обратимся к экспозиции «Только смелым покоряются моря». Найдите такой тип корабля. Кто из представленных здесь путешественников мог на нем совершить походе? (Семен Иванович Дежнев). Как вы узнали? (Ответы детей).

    Учитель. Несколько ранее, казак Ермак Тимофеевич совершает еще одно открытие. Он, преодолев «Каменный пояс земли русской», разведал путь в Сибирь.

     Какой географический объект назывался «каменным поясом земли русской»? Нанесите его на карту. На территорию, какой равнины совершил поход Ермак Тимофеевич? Нанесите ее на карту.

(Ответы детей).

(Опережающее задание. Ролевое задание. Выступление историка)

Историк. Шли годы. Россия стала строить парусные суда. Царь Петр Первый для скорейшего развития Российского флота приглашает талантливых людей из Европы. Одним из них был Витус Ионссен Беринг, выходец из Дании, верный гражданин России, отдавший всего себя славе русского флота, русского мореплавания. Товарищи по плаваньям характеризовали своего командора самыми лестными словами, отмечая его исключительную выучку, знания, доброту, честность. Не случайно Петр I избрал именно его в руководители Первой и Второй Камчатской экспедиции.

Следуя Петрову наказу, Беринг совместно с Алексеем Чириковым обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, обследовал пролив между Азией и Америкой, обнаружил неизвестные ранее острова. Во время Второй Камчатской экспедиции В. Беринг тяжело заболел и умер.

Учитель. Какие были результаты этой экспедиции? (Открыли повторно путь через Берингов пролив, провели съемку берегов Камчатки, Курильских островов, открыты берега Северной Америки, Алеутские и Командорские острова). Нанесите на карту Берингов пролив, Берингово море, Командорские Острова.

(Ответы детей).

Выступление ученика - «поэта»)

 

Витус Беринг

Вот он, первый воитель морей,

Командир с императорской шпагой!

Головой доставая до рей,

Опаленный огнем батарей,

Наклоняется он над бумагой.

Ветер с моря прошел над столом,

В такелаже потрепанном воя.

Бьются волны о старенький дом,

И баклан заостренным крылом

Режет легкую пену прибоя.

Здравствуй, море вчерашнего дня!

С капитанами русского флота

Я тобою пройду, и меня

Встретит синее пламя огня

На форштевне туземного бота.

И поведают скалы о том,

Как, в победе и силе уверен,

Шел еще неизвестным путем,

Как боролся и умер потом

Капитан-Командор Витус Беринг.

Учитель. К началу XIX века белых пятен на карте становилось все меньше. Но веками волновала человечество легенда о южном материке. Английский мореплаватель Дж. Кук в 1772 году организовал экспедицию на поиски этой Земли. Но он не смог пробиться сквозь тяжелые льды далее 710 10 ю. ш. И Кук решил, что южный материк недосягаем. Он писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо опроверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, не доступных для плавания…

Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».

Доказать ошибку Кука смогли только русские моряки. Эта экспедиция вошла одной из ярчайших страниц в историю исследования нашей планеты. Назовите имена этих путешественников. (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев). Покажите в экспозиции.

     За время экспедиции был собран богатейший материал: открыт материк Антарктида, 29 островов, 1 коралловая мель, велись наблюдения за льдами, течениями.

Академик Д. Щербаков в конце ХХ века писал: « По продолжительности плавания в столь отдаленных высоких южных широтах, по протяженности обследованных районов, по настойчивости и упорству в достижении намеченных целей русская антарктическая экспедиция до сих пор не имеет себе равных».

Научный подвиг первой русской антарктической экспедиции вызвал восхищение не только в России, но и за рубежом. Крупный немецкий специалист в области полярных стран Петерманн писал, что «…имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба и Магеллана».

Физкультминутка: представим, что мы находимся на палубе парусника, который отправляется в поход. Что необходимо сделать? (поднимаем паруса, якорь)

Учитель. Время парусников ушло в прошлое. На смену им приходят корабли, которые рождены в пламени. В середине XIX века просторы морей и океанов стали бороздить крейсеры, пароходные ледоколы.

      Найдите такой корабль в экспозиции. В чем состоит его отличие от парусников? (Построен из металла, использует силу пара).

(Ответы детей).

     Учитель. На таких судах совершались многочисленные открытия в Северном Ледовитом океане русскими исследователями: Г. Седовым, Ф. Литке, О. Шмидтом, И. Папаниным, С. Макаровым и др.

Открытия были огромными: десятки островов, проливов. Велись наблюдения за погодой, течениями, движениями льда.

На материке также продолжались открытия и исследования. Имя Н. М. Пржевальского известно как одного из первых исследователей Уссурийского края и Центральной Азии. Результат экспедиции состоит в описании природных условий этой территории, открытии горных хребтов и озер.

Посмотрев на современную карту, можно сказать, что белых пятен уже не осталось.

     Ведутся ли сегодня исследования нашей планеты российскими учеными? Что они изучают?

(Ответы детей).

3.Закрепление

 Работа с листами активности.

  1. Отгадай загадки и найди отгадки среди экспонатов (если это возможно)

  2. Есть дороги - ехать нельзя,                    5. По морю идет, идет                                                                             

Есть земля – пахать нельзя,                        А до берега дойдет

Моря и реки есть,                                         Тут и пропадет.

А воды нет.

  1. Еду, еду – следа нет,                                6. Два братца в воду глядятся,

Режу, режу – крови нет.                               Век  не сойдутся.

  1. Кругом вода,                                               7. Паровоз без колес!

а с питьем беда.                                               Вот так чудо- паровоз!

                                                                           Не с ума ли он сошел

  1. Без рук, без ног                                                Прямо по морю пошел?

По свету рыщет,

Поет да свищет.                                           8. Под стеклом сижу,

                                                                                       Во все стороны гляжу,

                                                                                       В лес со мною заберешься

                                                                                       И с пути ты не собьешься.

  2. Что лишнее?

  -   Океан, море, пролив, канал

  -   Компас, астролябия, секстант, якорь.

3. Закончи предложение:

      1. Поморы освоили побережье__________________________________________ моря.

  1. Проходом из Северного Ледовитого океана в Тихий океан первым прошел __________________________________________. Его именем названа крайняя восточная оконечность Азии.

  2. Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. Это _________________________________________

  3. Уссурийский край изучал________________________________________________

  4. Совершили кругосветное плавание и открыли материк Антарктиду ______________________________________________________________________

  5. Путь в Сибирь, преодолев « Каменный пояс земли русской», разведал_________________________________________________

4. Домашнее задание

Составить кроссворд по изученной теме.

5. Итог урока. Оценка работы детей.

6. Рефлексия.

 

Музейный урок

«Как вышивали в старину»?

Тема урока: 1. Рассказать об истории вышивки в России.

2. Показать ее значение в творчестве народов в прошлом и ее использование в современном быту.

 

Наглядность: репродукции и иллюстрации из книг, образцы старинной и современной вышивки. Работы учащихся.

 

Оборудование: швейные принадлежности, ткани.

Ход урока:

  1. организационный момент (2 мин).
  2. вводная часть урока, постановка целей.
  3. рассказ учениц о народной вышивке.
  4. рассказ учениц о швах.

5. заключение.

2. вводная часть урока. Рассказ учителя.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9 – 12 векам, это отрывки тканей со следами вышивки, первые письменные упоминания о русской вышивке относятся к 10 – 12 векам. Описывали одежду украшенную узорами, шитыми золотыми нитками.

     В искусстве вышивки ярко проявилась творческая одаренность народа. В узорах наносимых на ткань, отразилось поэтическое представление народа об окружающем мире, глубокая вера в добро. Золотым шитьем в далекие времена украшали одежду знатных людей, предметы быта и культовые принадлежности. Традиции вышивального искусства постоянно развивались и совершенствовались.

3.1; Золотое шитье. Рассказ ученицы сопровождающийся показом иллюстраций и образцов шитья.

     Золотым шитьем принято называть вышивку металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, т.е. металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

     В 17 веке в России не существовало своего производства тканей, парчи и шелка. При царском дворе нередко использовали вместо дорогих тканей шитые золотом вещи.

     В 18 – 19 веках в купеческих домах и у зажиточного крестьянства можно было увидеть душегреи, платки, рубахи, кокошники, покрытые золотым шитьем.

     Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

     Примером украшения светской одежды золотым шитьем в 18 веке может служить нарядное платье Петра – I из голубого гродетура, работы русских мастеров.

     В 19 веке наиболее богато отделывались шитьем костюмы придворных дам. Кроме лифа и юбки особенно красивый узор покрывал длинные шлейфы.

     В 18 – 19 веках отделка золотым шитьем использовалась на офицерском военном платье.

3.2; шитье жемчугом, бисером, камнями.

     Вышивки жемчугом, бисером, перламутром близкие по выполнению работы. Эти материалы применялись для выполнения  отделки одежды и головных уборов, церковного облачения, одежды бояр и царей. Головные уборы украшались поблескивающими бусинками, а на лоб спускались ажурные подвески. Шитье производилось как и золотом в прикреп. Бусины насаживались на проволоку.

     Создавая венцы, коруны и ризы. Вышивальщицы использовали в основном традиционные русские орнаменты в виде веток, цветов, сетки из геометрических узоров. Появляются бисерно-стеклярусные панно, украшавшие интерьер дворцов.

Расцвет бисерного искусства приходится на вторую половину 19 века, когда увлечение охватывает всю Европу. Изготавливали кошельки, сумочки, расшивали платья, платки.

3.3; вышивали еще цветным шелком в сочетании с золотом, жемчугом. Такой вышивкой украшали свадебные платья, полотенца, рубахи. Вышивание такое было распространено среди знатных семей и монахинь. Но с 18 века это искусство становиться основным занятием крестьянских девушек

     Девочка к 13 – 15 годам должна было готовить себе приданное. Перед свадьбой устраивались выставки приданного, которое свидетельствовало о трудолюбии и мастерстве невесты.

Учитель: По характеру и разнообразию приемов шитья русская вышивка не знает себе равных. К старинным приемам вышивки относятся счетные и строчевые швы.

 

4.1;Ученица: Из старинных швов народной вышивки по сплошной ткани, большое распространение получили счетные швы , выполнявшиеся с учетом количества нитей в холсте, который они покрывали. Подобное шитье было особенно удобно для украшения полотенец и скатертей. В конце 18 века наиболее типичным становится сочетание различных односторонних и двусторонних швов; набора, косого шва, росписи, счетной глади.

     В северных районах использовали шитье красной нитью по белому холсту. Счетное шитье южных районов отличалось многоцветьем, своеобразной вышивкой узоров: изящные рисунки сочетались с геометрическими фигурами. В виде женской фигуры с птицами и ветками в разных руках изображалось одно из женских божеств – Мать-Земля. В нашей местности использоваливь для вышивки черные, красные и белые нитки.

     Шитье по разреженной ткани – строчевые вышивки – мережки, использовались в большинстве губерний России. Основа – строчка из перевитых разреженных нитей. Отсюда и название – «перевить». Цветная и белая перевить использовались на рубахах и полотенцах. Орнаменты строчевых вышивок весьма разнообразны.  Сцены из жизни людей, цветы, узоры, растительные мотивы. Долгие годы строчевые вышивки по холсту бытовали в народной среде, украшая жизнь русского крестьянства и горожан.

4.2; рассказ ученицы о тамбурном шве.

Тамбурный шов – был известен в России давно и назывался «шов в цепки», т.е. цепочный.

     В 19 веке для этой вышивки были введены круглые пяльца с натянутой тканью. Напоминали барабан.  Тамбурный шов – это следующие друг за другом мелкие петельки. Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла середину.

     В сочетании с другими вышивками тамбурный шов относится к наиболее красивым и декоративным. Использовался для вышивки платьев и платков, предметов быта и сумок, кошельков, портьер и скатертей. Для работы подбирали мягкий и тонкий рисунок, сочные цвета. К концу 19 века становятся популярными панно вышитые тамбурным швом.

     В конце 20 века в момент возрождения многих видов шитья, тамбурная вышивка появляется в отделке костюмов и белья, предметов быта. Швейные машины для вышивки используют тамбурный шов, как основной для отделки изделия.

Учитель: К старинным русским вышивкам относится и разновидность счетных швов.

     4.3; Вышивка крестом и полукрестом – неизменным успехом в 18 – 19 пользовалась вышивка крестом. Он возрождается в крестьянской среде и применяется для украшения интерьеров: ковры, обивка мебели, панно. Техника креста такова, что позволяла передавать всю тонкость и сложность рисунка. Возможность использовать разные цвета и оттенки, они передают все тонкости цветов природы в вышивных пейзажах, сценки из жизни людей и животных. Часто темой для вышивки становились живописные полотна художников. Эта вышивка до того универсальна, что дожила до наших дней и к тому же очень модна. Многие женщины – современницы являются большими поклонницами этой вышивки и продолжают выполнять ручные работы крестом.

     4.4; Одна из наиболее распространенной и интересной является вышивка белой, цветной, прорезной гладью. Цветная гладь относится к тем швам, которые использовались в России задолго до 18 века. Известны работы гладью 15 века. Особенностью шитья гладью является заполнение узором всей ткани близко и беспорядочно лежащими стежками. Этот тип шитья требовал предварительного нанесения рисунка на ткань. Большая роль гладьевым швам отводилась при изготовлении знамен, церковного облачения, украшению мелких бытовых вещей: кошельки, сумочки, кисеты, платочки. Гладью имитировали узоры ткани. Используемые в дворянском быту и среди городского населения вышивка гладью отражала вкусы и эстетические взгляды людей этого круга.

     Данный вид шитья имел свои особенности; возможность довольно точно передавать живописные произведения с их тонкими цветовыми нюансами и определенным положением мазков привела к частому повторению в шитье гладью пейзажей, бытовых сцен, портретов.

     Появление белой глади в России связано с введением в костюмы кружева, рюшей, жабо. Особенное влияние уделялось английской глади, в котором узор создавался прорезными дырочками. Современный вариант шитья.

     5. Заключение. Учитель. В развитии вышивки в России значительную роль сыграли промыслы и русские интеллигенты, художники и энтузиасты народного шитья. Блестящий взлет в развитии русской вышивки в 18 – 19 веках выразился в создании великолепных образцов шитья, до сих пор остающихся шедеврами, примеров высокого художественного вкуса, тонкого понимания декоративных возможностей вышивки. И очень радует то, что в современное время русские женщины обращают свое снимание на элементы вышивки в своей одежде, аксессуарах, интерьере дома.

 

                                                                    

       


Copyright MyCorp © 2017